Историческая справка

ПРИСТАВ -  ДОЛЖНОСТЬ ДРЕВНЯЯ

 

История службы судебных приставов уходит своими корнями в далекое прошлое.

Само слово «пристав» воспринимается как  старинное, историческое. В древнерусском судоустройстве существовали  приставы, которые вызывали на суд ответчика и свидетелей и производили взыскания по решению суда.  Упоминание о приставах встречается  уже в 13 веке в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости. Князья, охраняя независимость своего суда, старались каждый оберегать свои уделы от въезда пристава другого князя

Еще до 15 века слово «пристав» не определяло конкретную должность, оно скорее выражало исполнение судебной обязанности. Служилые лица назывались различно: отроки, мечники, емцы, позовники, подвойские, ходоки, ездоки. Для различных исполнительных действий держали праведчиков и доводчиков, в старинных грамотах упоминаются также вирники, ябедники и метальщики.

Исполнительное производство  на Руси к 15 веку отличалось суровостью и порой жестокостью. Не исполнившего решения суда человека  доставляли на правеж – особое место недалеко от суда, где виновного били дубинками по ногам. Если должник не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года, чтобы собрать необходимые деньги для уплаты долга. Функции пристава по судебнику 1497 года были многочисленны. Дело начиналось по жалобе истца – «челобитной», которая излагала предмет спора и, как правило, была словесной. После получения челобитной суд назначал судью, выдавал приставу «приставную грамоту», в которой указывались цена иска и его основания. Кроме «приставной» давалась «срочная» грамота, которую недельщик должен был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на поруки (поручиться за его явку).

Формы деятельности приставов были разнообразны. Для отыскания «лихих» людей и сочувствующих им назначались повальные обыски, которые проводились специальными должностными лицами в присутствии обвиняемых. Помимо назначения повального обыска при розыске применялись расспрос и пытка. Эти виды доказательств в основном использовались для оговора и уличения в преступлениях других лиц.

Со времени Судебника 1497 года можно говорить об образовании на Руси суда как государственного учреждения правосудия. В те времена существовала предупредительная мера – отдача за пристава. Она состояла в полном лишении свободы обвиняемых и нахождение их  под надзором и  на ответственности того пристава, за которым они были закреплены. Государство еще не обладало средствами для строительства общих тюрем, поэтому общество довольствовалось силами и средствами отдельных лиц, которым было поручено  содержание обвиняемого.

Указом от 20 октября 1653 года завершился период отдачи за пристава. Теперь «татей и разбойников» за пристава было решено не отдавать, а держать их «до указу в тюрьме». Дело в том, что многие из обвиняемых, сидя «за приставом», не в состоянии  были платить особую пошлину – пожелезное и прокорм, вследствие чего приставы и после произнесения приговора  об освобождении не отпускали их от себя. Этим же указом устанавливались вознаграждения, если найдутся желающие отдавать за пристава:  пожелезного – по 3 деньги и прокорму – по 4 деньги в день. Эта плата была крайне обременительна для подсудимых: лишенные свободы, они еще были обязаны платить высокую цену за свое содержание, что для многих было хуже, чем находиться в тюрьме, где не требовали оплаты пожелезного и кормили посредством милостыни, которую обвиняемые собирали под надзором тюремщиков в самых людных местах города.

Приставы отвечали за «упуск обвиняемого», которого им поручали содержать во время следствия и суда. Если обвиняемый сбежал, пристава самого отдавали на поруки с условием, что тот отыщет ушедшего. Если же нет, с него и поручителей взыскивались иски истца. За намеренный отпуск закон грозил наказанием кнутом и заключением в тюрьму.  Если ответчик укрывался от пристава, пристав был обязан стеречь его у двора по несколько дней.

С усилением общегосударственной власти в 16 веке институт приставов усовершенствовался. Приставов стали называть недельщиками, так как они исполняли обязанность  ездить и на поруки давать – понедельно. Отданный на поруки обязан был в назначенный срок явиться к судье – за что ручались его поручители. Неявка его влекла для поручителей ту же ответственность, к которой привлекалось лицо, за которое они ручались. Поруки влекли ответственность поручителей и потому  служили действительным обеспечением интересов истца, общественного правосудия и даже самого ответчика (его не брали под арест).  Приставу давалась «приставная память», в которой содержалось повеление отдать на поруки ответчика или обвиняемого. Она начиналась так: «Память приставу. Дать ему на поруки такого-то». Требовалось непременно, чтобы приставная память была подписана дьяком, чтобы в ней была указана сумма иска. За поездку с «приставной»  недельщик получал пошлину, называемую ездом, размер которой зависел от количества верст.

Новый период в развитии исполнительного производства связан с именем Петра Первого. Его указами были отменены:

- приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца и которая служила для ответчика повесткой о жалобе против него,

- отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд,

- ответственность поручителей,

- институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли ответственность за свои действия.

Были отменены старые гарантии для подсудимых, стало практиковаться взятие в суд без объяснения, немедленный допрос без предоставления возможности приготовления к ответу, канцелярская тайна, лишавшая ответчика информации.

В 18 веке должность пристава была на некоторый период упразднена, их функции были переданы общей полиции. Судебной реформой 1864 года институт судебных приставов был восстановлен. Согласно Судебным уставам  1864 года, судебный пристав – это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

Порядок приведения в исполнение судебных решений по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года существенно отличался  от дореформенного порядка, в основу которого был положен следственный принцип, когда решения приводились в исполнение даже в отсутствие просьбы взыскателя с помощью полиции.

Органами, приводящими в исполнение судебные решения, были судебные приставы, состоящие при окружных судах и при мировых съездах. Решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнение полицией.

Судебные приставы в своей деятельности полностью находились под контролем суда, при котором они состояли. Действия судебного пристава обжаловались в течение двух недель тому суду, в округе которого исполнялось судебное решение.

В обязанности судебных приставов, находившихся при судебных палатах и кассационных департаментах Сената, входило вручение сторонам повесток, исполнение  действий, поручаемых председателем судебной палаты или первоприсутствующим кассационного департамента. На судебных приставов, служащих при окружных судах, возлагалось исполнение судебных решений, а на судебных приставов, состоящих при мировых съездах, и охрана наследства, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей.

В некоторых уездах судебные приставы  допускались к исполнению обязанностей после внесения денежного залога от 200 до 600 рублей. Степень подготовленности кандидата  к исполнению обязанностей судебного пристава определялась испытанием. После принятия присяги пристав получал особый знак и печать. Должности судебных приставов могли замещать только лица, «удостоверенные в благонадежной нравственности». Несовершеннолетние, иностранцы, несостоятельные должники, лица, опороченные судом, следствием, общественным или сословным  приговором, а также уже состоящие на службе правительства не могли быть судебными приставами.

Суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности, как денежной, так и по делопроизводству, и привлекал их к ответственности   за упущения и злоупотребления по службе.

Устанавливалась уголовная, дисциплинарная и гражданская ответственность судебных приставов. Они несли наказание за всякий незаконный отказ  в исполнении своих обязанностей, за промедление в доставлении бумаг, за превышение власти и другие противозаконные поступки. Судебным приставам запрещалась самовольная перемена места жительства под страхом удаления от должности.

Судебные приставы получали содержание по штату и пользовались правами государственных служащих. Кроме того, служба судебных приставов получала денежное вознаграждение  по особой таксе, утверждаемой министром юстиции, которое потом распределялось конкретным приставам соразмерно его вкладу в работу и местным обстоятельствам. Кроме предусмотренного  денежного содержания по должности, судебные приставы  получали денежное вознаграждение по особой таксе. Оно взималось  с судей, вынесших неправильный приговор, или полицейских чиновников, виновных в неправильном исполнении приговора.

Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу.  Оскорбление и противодействие законным требованиям судебного пристава во время исполнения им своих обязанностей считалось  преступлением против власти и  влекло уголовную ответственность.

К началу 20 века институт судебных приставов находился еще в периоде роста и формирования. Многолетняя практика  доказала его несомненную жизнеспособность.

 

АСТРАХАНСКАЯ ИСТОРИЯ

 

В царствование Петра 1 в 1717 г. была учреждена Астраханская губерния, которая после неоднократных изменений в границах, окончательно вошла в свои пределы в 1860 г.

С образованием АГ начала формироваться разветвленная система местных органов власти и управления. Возглавлял губернию  гражданский губернатор, обладавший всей полнотой власти. При нем действовала канцелярия – исполнительный орган по осуществлению административных, полицейских, судебных, финансовых и военных функций управления губернией. К середине 18 в. возникают губернский и городской магистраты – судебно-налоговые органы.

В начале ХХ века Астраханская губерния была одной из самых больших губерний царской России. Она делилась на 5 уездов: Астраханский, Енотаевский, Красноярский, Царевский, Черноярский.

После Октябрьской революции на основании постановления наркомата юстиции был образован    Астраханский губернский комиссариат юстиции, который  осуществлял руководство  деятельностью местных судебных органов, прокуратуры, адвокатуры, нотариальных учреждений. Просуществовав менее года, эта структура была ликвидирована в  сентябре 1918 г. На смену ей пришел отдел юстиции при Астраханском губернском исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и ловецких депутатов (ГУБЮСТ), который  просуществовал до 1928 г.

После революции органы юстиции заняли ведущую позицию, замкнув на себе суды и прокуратуры.

До 1944 года  Астрахань входила в состав территории Сталинградской области, и лишь с 1944 года стала самостоятельной. С образованием Астраханской  области здесь сформировалось и Управление Министерства юстиции.  До этого времени в губернии  был лишь окружной суд. В сороковых годах прошлого века наркомат юстиции находился в здании по ул. Свердлова, известном астраханцам как Дом Союзов.

Территориальные Управления Министерства юстиции существовали до 1958 года. Затем они были упразднены, их функции переданы областным судам, которые  кроме непосредственно судебной работы организовывали материально-техническое обеспечение, подбор кадров, им также подчинялся нотариат. До конца 70-х все эти функции замыкались на облсуд.

В конце 1970 года Управления и отделы Минюста (в зависимости от величины региона) в целях отделения судебных действий  и освобождения судов  от несвойственных им функций были восстановлены. В ведении облсуда оставалось исключительно правосудие. Все районные народные суды замыкались на  отделе юстиции – им подбирали кадры, обеспечивали всем необходимым.

В здании по ул. Р.Люксембург, 9  с 1962 года весь второй этаж занимал облсуд. Затем здесь же одновременно с ним располагался отдел юстиции Астраханского облисполкома. В начале 90-х годов облсуд переехал в более просторное помещение бывшего обкома партии  на ул. Советская. 

И.А. Кудинов пришел в облсуд в 1962 году на должность председателя, а с 1970 года он возглавил отдел юстиции Астраханского облисполкома. В июле 1987 г. И.А. Кудинов ушел на пенсию, его сменил Борис Петрович Григорьев, который проработал на этой должности до сентября 2001 г. 

С 4 января 1998 г. была образована и начала действовать Служба судебных приставов, которая до 2003 года входила в состав Управления Министерства юстиции по Астраханской области, а затем стала отдельной структурой.

8 января 1998 на территории Астраханской области был создан Федеральный орган – Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в АО, в подведомственность которого перешли областной суд и районные суды.

 

СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ- ЭТО ТОЖЕ УЖЕ ИСТОРИЯ

 

В астраханском областном архиве сохранились сведения о работе судебных исполнителей, датированные серединой прошлого века.  Как пример можно  привести показатели работы     судебного исполнителя  Черноярского района Болдырева Н.В.: 

«За 8 месяцев  1953 г.  к судебному исполнителю  Болдыреву Н.В. поступило 250 исполнительных листов. Остаток на 1 января 1953 года  составлял 3 производства. Таким образом,  всего в производстве у  него находилось 253 исполнительных производства, из которых он сам исполнил 93, передано учреждениям, предприятиям, колхозам – 94, в места заключения - 2, учреждениям Госбанка - 31, другим судебным  исполнителям  - 10,  возвращено взыскателям – 11, в другие суды направлено – 3. Остаток на 1 сентября –9».

Должности судебных исполнителей в те далекие времена преимущественно занимали  люди, не имевшие не только юридического образования, но и с неполным средним образованием. В анкетах встречаются даже такие  записи: «образование 4 класса»,  «образование 5 классов». 

Очень многие писали с грубейшими грамматическими ошибками. Если эти недостатки  можно было списать на трудное послевоенное время, то к несвоевременной сдаче казенных денег, растрате  относились  достаточно строго. Нередки были  увольнения с формулировкой: по  п. «г» ст.47 КЗОТ – за злоупотребление служебным положением – в основном растраты на личные нужды денег, полученных от исполнительских действий.

Из Постановления оперативного совещания отдела юстиции при Астраханской облисполкоме от  18.11.77 года.

« О работе по подбору, расстановке и воспитанию кадров судебных исполнителей в районных народных судах области».

«Оперативное совещание отмечает, что, претворяя в жизнь решения ХХУ съезда КПСС, указания Министерств юстиции СССР и РСФСР, в области проделана некоторая работа по повышению качества практической деятельности  районных народных судов, эффективности судебных заседаний, подбора, расстановки и воспитания  кадров судебных работников и исполнения решений  народных судов, важное место занимают судебные исполнители.

В районных судах области работают 29  судебных исполнителей, из них работает на этой работе от 10 до 20 лет – 8 человек, от 20 до 40  лет – 6 человек.  К числу этих судебных исполнителей относятся тов. Бабушкин А.В. (Харабалинский нар.суд), Шмарыгина В.Ф. (Красноярский нарсуд), Марченко В.А. (Кировский нарсуд), Бородкина Л.В. (Трусовский народсуд).

Работа и практический  опыт этих судебных исполнителей высоко оценивается. Они много уделяют внимания исполнению решений судов по возмещению ущерба, причиненного расхитителями  государственным, общественным организациям…

…Вместе с тем,  данные свидетельствуют, что в результате отсутствия целеустремленности в подборе, расстановке и воспитании  этих работников со стороны председателей районных нарсудов среди судебных исполнителей низка партийная и комсомольская прослойка, около 50 % судебных исполнителей  не имеют даже общего среднего образования. Учебой в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях охвачено всего  7% к общему составу».

В настоящее время Управление Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области  состоит из опытных профессиональных кадров.

Сейчас в УФССП России по Астраханской области работают  438 государственных  служащих, из которых более  50% имеют высшее образование. 32 сотрудника за время существования службы имеют медали. Около 60 сотрудников имеют трудовой стаж в УФССП по АО более восьми лет.

С 2003 года Управление возглавляет Государственный советник юстиции 3 класса Блюцард Николай Юрьевич.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными Конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ, правовыми актами ФССП России.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации  в Астраханской области и Южном Федеральном округе, территориальными органами исполнительной власти Астраханской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 

ПОД ШЕЛЕСТ АРХИВНЫХ СТРАНИЦ

 

В архиве Астраханской области  сохранились сведения о  систематических ведомостях, которые составлялись  о деятельности каждого судебного пристава, состоящего  при Астраханском окружном суде

Вот образец одной из них, относящейся к 1894 году:

 

Число исполнительных листов, оставшихся к 1 января у судебного пристава  для окончания – 0.

Число  исполнительных листов, предъявленных к судебному приставу: 

-          для наложения ареста на движимость  или денежные суммы –3;

-          для побудительной передачи  движимости – 0;

-          для ввода во владение недвижимым имением –30;

-          для производства денежных взысканий – 65;

-          для личного задержания должника –0.

Число исполнительных листов, по коим возложенныя исполнительные действия на судебного пристава  окончены в 1894 г.:

-          по производству денежных взысканий  - 6;

-          по прочим предметам – 38;

Число исполнительных листов, по коим исполнение прекращено – 10.

Число исполнительных листов, по коим исполнение не было прекращено, но возложенные на судебного пристава исполнительные действия не окончены к 1895 г.:

-          окончание останавливается за судебным приставом – 0;

-          окончание останавливается по причинам, не зависящим от судебного пристава – 44.

Число исполнительных листов, по коим присужденная взыскателем сумма уплачена самими должниками в 1894 г.  до публичной продажи имущества – 1.

Общее число произведенных в 1894 г торгов:

-          на движимость – 1;

-          на недвижимыя имения – 1.

Чисто торгов, несостоявшихся на недвижимыя имения – 3.

Число торгов, признанных недействительными на недвижимые имения –0.

Общее количество денег, переданных взыскателям судебным приставом – 1452 рубля 91 коп.

Число должников, арестованных судебным приставом  – 1.

Количество повесток:

-          доставленных судебным приставом по поручению судебных мест – 112;

-          посланных и доставленных самим судебным приставом – 16.

Число поданных на судебного пристава  жалоб:

-          признанных заслуживающими уважения –0;

-          оставленных без уважения –0.

14. Количество денег, полученных судебным приставом в 1894 г. по исполнению постановлений судебных мест:

14.1. По таксе вознаграждения судебного пристава:

-          следующих в общую кассу судебных мест – 172 руб. 54 коп.;

-          на путевые издержки – 0;

-          за выдачу выписок из журналов и копий с описей – 0.

14.2. На другие расходы по исполнению (вознаграждение хранителей, производство публикаций и проч.) – 74 руб.64 коп.

15. О числе исполнительных листов, выданных судом, но непредъявленных сторонами судебному приставу-0.

 

(Данные из ведомости, составленной СП при Астраханском  окружном суде  судебным приставом А.И. Печонтковским)

 

Проблемы  исполнения судебных решений остро стояли во все периоды истории. Наряду с полицией, следствием, судом судебные приставы относятся  к тем структурам, специфика деятельности которых заключается в выполнении непопулярного, но  справедливого  требования закона. Они исполняют  свой долг, служат обществу и потому должны пользоваться уважением, так как понятна необходимость существования людей, непосредственно восстанавливающих справедливость.

В России этим важным и нужным делом испокон веков занимались, в частности, приставы, и возрождение  в 1998 году  этой должности в новой России стало необходимым и своевременным. Само слово «пристав» воспринимается как старинное, историческое.

Еще древнерусское судоустройство знало приставов, вызывавших на суд  ответчика и свидетелей и производивших взыскания по определению суда.

В разные времена служилые лица, исполнявшие судебные обязанности, назывались по-разному – отроками, мечниками, емцами, дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, ездоками, недельщиками. Для различных исполнительских действий держали праведчиков и доводчиков, затем в грамотах упоминаются вирники и метальщики, ябедники и другие должностные лица.

Упоминание пристава встречается уже в 13 столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости от всякого  другого судьи. В 15-17 веках каждый князь, монастырь, община имели своего пристава в подсудной им области. С самых древних времен пристав осуществлял отдачу на поруки – очень интересный институт, который создала сама жизнь. Порука как мера предупреждения – чисто народное учреждение, действовавшее еще до появления зачатков государственной власти. Отдача на поруки заключалась в том, что несколько лиц ручались, что ручаемый явится в суд в назначенный срок и брали на себя ответственность за его неявку. Весь быт тех времен был пронизан духом родовой ассоциации: за преступление одного отвечала вся родовая община, за обиженного мстили тоже всем миром. Так что поруки  были естественным явлением, связанным с бытом  славянских племен. С возникновением общегосударственной власти поруки получили законное утверждение. Древние поруки влекли ответственность поручителей и потому служили действительным обеспечением интересов истца, общественного правосудия и самого ответчика, которого не брали под арест.

С усилением общегосударственной власти институт приставов получил лучшую организацию. Приставов Судебники называли недельщиками, так как они исполняли обязанность ездить и на поруки давать – понедельно. В первом Судебнике недельщики значатся как  получастные, полуобщественные лица. Они ездили и на поруки давали сами  или посылали своих людей. Посторонних посылать им запрещалось.

Во втором Судебнике им уже не дозволяется посылать с приставными грамотами своих людей, они имели право посылать только так называемых ездоков или заговорщиков, с которыми они заключали условие – совместно и под своим надзором и руководством исполнять обязанности приставов. Таких ездоков каждый недельщик  имел право держать не больше семи. За все убытки, которые ездок причинил своими противозаконными действиями, отвечал его недельщик.

Издание Судебников (1497 и 1550гг.) – новый период в истории исполнительного производства. В них определяется новый институт – отдача за пристава. Эта мера состояла в полном лишении свободы, т.е. обвиняемые находились под надзором и на ответственности того пристава, за которым они считались.

Соборное Уложение (1649) определяло, что главными руководителями во взятии под стражу обвиняемых и содержании их в приказах и в тюрьме были старосты, воеводы и сыщики. Исполнителями же их распоряжений были самые разнообразные лица: прежде всего, это недельщики или приставы, но кроме них обязанности взятия и привода исполняются служебными  лицами, которых называли по-разному – подьячими, целовальниками, стряпчими, стрельцами, сотскими, помещиками. Пристав обязан был  предоставить поручную запись с суда не позже, чем на третий день после ее совершения. Если же он ее не предоставлял, пристава «велено бить батогами нещадно». Пристав отвечал за «упуск обвиняемого», которого ему поручали содержать на время следствия и суда – тогда его самого отдавали на поруки с условием, что он отыщет ушедшего. Если же нет – с него и с поручителей требовались истцовые иски.

Новый период в развитии исполнительного производства связан с именем реформатора Петра 1. Он упразднил, кроме прочего, институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли за свои действия ответственность.

Были уничтожены старые гарантии для подсудимых, стали практиковаться  взятие в суд без объяснения, была введена канцелярская тайна, лишавшая ответчика информации.

Согласно Судебным уставам 1864 г.,  судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах сената, судебных палатах, окружных судах, при мировых судьях. В его обязанности входило вручение тяжущимся повесток и бумаг, а также исполнение действий, поручаемых представителем судебной палаты или первоприсутствующим  кассационного департамента.

Судебные приставы при окружных судах исполняли, кроме того, судебные решения, а при мировых съездах отвечали за хранение наследств, передачу и отсылку по принадлежности денег и других ценностей.

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 01:49 / 04 апреля 2016 01:19

Версия для печати