Аналитическая справка о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области за 2016 год

 

За 2016 год на исполнении в УФССП России по Астраханской области (далее- Управление) находилось 593 533 исполнительных производства, из которых 330 936 исполнительных производств возбуждено в отчетном периоде. По различным основаниям окончено 302 650 исполнительных производств.

        В аналогичном периоде прошлого года (далее- АППГ) на исполнении находилось всего 627 449 исполнительных производств, 323 114 из которых было возбуждено за 2015год. По различным основаниям за 2015 год окончено 364 007 исполнительных производств.  

Поступление исполнительных документов увеличилось на 7 822 или 2,4 %.

            За 2016 год в Управление поступило 1 320 обращений (жалоб), поданных в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ.  

        В аналогичном периоде прошлого года в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было подано 1 563 обращения, в связи с чем наблюдается уменьшение количества поступивших обращений на 243 обращений, или на  15,5 %.

         Таким образом, можно отметить, что увеличение количества исполнительных документов не повлияло на увеличение количества обращений граждан и представителей организаций.

          В качестве объективной причины  поступления обращений граждан и представителей организаций можно отметить большой остаток неоконченных исполнительных производств прошлых лет, несвоевременное принятие судебными приставами – исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение сроков исполнения решений, отсутствие информации у сторон исполнительного производства, низкая исполнительская дисциплина, отсутствие культуры делового общения у судебных приставов – исполнителей, а также уменьшение реальных доходов населения, что с одной стороны увеличило количество неплатежеспособных должников, и с другой также увеличило  потребность взыскателей в скорейшем взыскании имеющейся у них дебиторской задолженности. Данное увеличение негативно сказалось на фактическом исполнении решений судов и иных органов и спровоцировало увеличение количества обращений со стороны взыскателей.

К  причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя можно отнести отсутствие свободного жилого фонда, неполучение денежных средств по исполнительным документам, ненадлежащую работу с исполнительными документами бухгалтерий по месту работы должников. Обновление состава судебных приставов-исполнителей, отсутствие у них опыта работы и допущение ими нарушений законодательства об исполнительном производстве приводит к обоснованному обращению граждан с обращениями.

        Однотипные обращения, поступающие в массовом порядке, за 2016 год в Управление не поступали, в связи с чем возможность уменьшения количества поступивших обращений за счет организации работы с заявителями, обратившимися с массовыми обращениями в целях их отзыва, отсутствовала.   

         Уменьшение количества поступивших обращений (жалоб) по итогам работы за первый квартал 2017 года планируется достигнуть за счет усиления контроля за своевременным, полным и правильным совершением исполнительных действий.   

        В соотношении к количеству исполнительных производств на 380 исполнительных производств (АППГ- 401) приходится одно обращение, что на 21 обращение меньше показателя АППГ.

         Из 1 320 обращений (жалоб) от взыскателей поступило 1 090 обращений (82,6 %), от должников 174 обращения (13,2 %), от лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства 56 обращений (4,2 %).

        Из общего количества обращений сторон исполнительного производства 679 обращений поступило от физических лиц, 585- от представителей организаций.

        Анализ предмета рассмотренных обращений 2016 показал, что наибольшее количество обращений поступили в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств -795 обращений, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 189 обращений,  по жилищным спорам - 30 обращений, по трудовым вопросам – 3 обращения, по иным вопросам поступило 302 обращений, вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России – 1 обращение.

      В аналогичном периоде прошлого года в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств подано 492 обращения,  в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 103 обращения, по трудовым спорам 2 обращения, по жилищным спорам 28 обращений, по иным вопросам поступило 235 обращения, по вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России – 1 обращение.

        В форме электронных документов поступило 39 обращений, что составило 3 % от общего количества поступивших обращений (жалоб), в АППГ поступило 47 обращений в форме электронных документов.

       По результатам рассмотрения поступивших обращений по 1 074 обращениям заявителям даны разъяснения действующего законодательства и порядка совершения исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам.

       По 274 обращениям (жалобам) было принято решение о признании их необоснованными, 24 обращений (жалобы) были признаны обоснованными. Причинами признания обращений обоснованными были выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения действующего законодательства.

       В аналогичном периоде прошлого года были даны разъяснения по 1 155 обращениям, 196 обращений были признаны необоснованными, 41 обращений были признаны обоснованными.       

Таким образом, количество обоснованных обращений уменьшилось в сравнении с АППГ на 41,5 %. 

       На конец отчетного периода не рассмотрены и перешли остатком на 2017 год                       75 обращений.

        Факты превышения сроков рассмотрения обращений за 2016 год не выявлены.

        Факты привлечения должностных лиц Управления к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде отсутствуют.

       За 2016 год на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 1 394 граждан и представителей организаций. Из них 45 граждан было принято руководителем Управления, 40 граждан  заместителями руководителя Управления, 49 граждан начальниками отделов аппарата Управления и 1 260 граждан принято старшими судебными приставами и их заместителями.

       В аналогичном периоде прошлого года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 983 граждан и представителей организаций, из которых 133 гражданина находилось на личном приеме у руководства Управления (из них 18 граждан принято руководителем Управления) и 850 граждан на приеме у старших судебных приставов.

       Таким образом,  по итогам работы за 2016 год наблюдается увеличение числа лиц, принятых на личном приеме должностными лицами Управления на 411 граждан, или на 29,5 %, при этом количество принятых на личном приеме заявителей руководителем Управления увеличилось на 60%.

        Увеличение количества поступивших письменных обращений и количества лиц, обратившихся на личном приеме, свидетельствует об объективном увеличении активности сторон исполнительного производства.

            В целях выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов, а также нарушения сроков рассмотрения обращений руководителем Управления обеспечено исполнение требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкции по делопроизводству и организационно-распорядительных документов Минюста России  и ФССП России в части документационного обеспечения деятельности Управления, а также обеспечен ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов и рассмотрения обращений граждан посредством ПК ОСП АИС ФССП России.

Управлением продолжена практика ежемесячного представления руководителю Управлению информации о фактах несвоевременной регистрации исполнительных документов с рассмотрением вопроса на оперативных совещаниях с заслушиванием должностных лиц, допустивших нарушения.

За 12 месяцев 2016 года к рассмотрению Управлением принято 1184 жалобы, поданные в порядке подчиненности по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Из указанного количества – 657 (55,5 %) жалоб подано по подчиненности старшему судебному приставу, 527 жалоб (44,5%) - главному судебному приставу Астраханской области. В АППГ Управлением принято к рассмотрению 737 административных жалобы, из которых 547 жалоб поданы в порядке подчиненности старшему судебному приставу, и 190 жалоба - главному судебному приставу Астраханской области. Таким образом, в 2016 году наблюдается значительное  увеличение принятых к рассмотрению жалоб  (на 62,2%).  Основной причиной увеличения поступающих жалоб является направление однотипных жалоб организациями, осуществляющими взыскание денежных средств (ООО «Микрозайм», ПАО «ОТП Банк», ООО «Всероссийская организация интеллектуальной собственности», ООО «Элемент Лизинг»).

Необходимо отметить, что 1057 административных жалоб поданы взыскателями и их представителями,  99 жалоб подано должниками, 28 жалобы поданы иными лицами. Таким образом, 89,2 % обжалований наблюдается со стороны взыскателей и (или) их представителей.

Из общего числа принятых к рассмотрению жалоб, 50 поданы в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. В АППГ по данной категории исполнительных производств подано 33 жалобы. Административных жалоб при исполнении исполнительных производств по трудовым спорам за 12 месяцев 2016 года  поступило 32 (АППГ- 1). 9 жалоб подано в рамках исполнительных производств по жилищным спорам (АППГ-7), по земельным спорам-2 (АППГ-0). Значительное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по тематике отнесены к категории взыскания денежных средств - 811. По иным вопросам подано 280 жалоб.

Структурными подразделениями Управления (в том числе аппаратом Управления) за 12 месяцев 2016 года приняты решения об отказе в рассмотрении по существу (ст. 125 ФЗ) при рассмотрении 171 жалобы, что больше в сравнении с АППГ (97 жалобы) на 74 жалобы или на 56,7 %.      

Основанием для принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу явилось их не соответствие по форме и содержанию, требованиям ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве» (чаще всего отсутствие фамилии, инициалов должностного лица, чье бездействие обжалуется). Все вышеуказанные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

За 12 месяцев 2016 года должностными лицами Управления рассмотрено по существу 910 жалоб, из них 411 жалоб (45 %) признаны обоснованными полностью или частично. В АППГ рассмотрено 604 жалобы, из них признано обоснованными полностью либо частично 203 жалобы (33,6 %). Случаи превышения установленных законом сроков рассмотрения жалоб не выявлены.

Наибольшее количество удовлетворенных жалоб вытекает из исполнительных производств о взыскании денежных средств и являются жалобами взыскателей на бездействие – 245 жалоб, по иным исполнительным производствам удовлетворено 131 жалоба, по алиментам 15, по трудовым спорам 2, по жилищным спорам 2, по земельным спорам жалобы не удовлетворялись. 

Значительное увеличение количества обоснованных жалоб объясняется увеличением общего количества рассмотренных жалоб.

При этом следует отметить, что наряду с увеличением количества обоснованных жалоб, поданных в порядке подчиненности, за 12 месяцев 2016 года существенно снизилось количество заявлений, поданных в суды с 374 жалоб в 2015 году до 312 в 2016 году, а также снижение количества обращений, поданных в порядке, определенном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с 1563 обращений (жалоб) в 2015 году до 1320 обращений (жалоб) в 2016 году.

Из указанного числа удовлетворенных жалоб 378 поданы взыскателями, либо их представителями,  21 жалоба подана должниками, 12 жалоб от заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства.

По 57 удовлетворенным жалобам принято решение об отмене полностью или частично вынесенных постановлений, по 7 жалобам принято решение об отмене обжалуемых постановлений и обязании принять новое решение, по 16 жалобам принято решение об отмене обжалуемых постановлений и принятии новое решение, по 331 жалобе принято решение о признании постановления, действия (бездействия) незаконным и определены меры к устранению допущенных нарушений.

В анализируемом  периоде отказано в удовлетворении 499 жалоб, поданных в порядке подчиненности, что составило 54,8 % от общего количества рассмотренных жалоб. В 2015 году отказано в удовлетворении при рассмотрении 401 жалобы или 66,4%.

Необходимо отметить, что за 12 месяцев 2016 года постановлением заместителя директора ФССП России Воронина В.В. от 01.03.2016 отменено постановление руководителя Управления ФССП России Дуканова А.О. об отказе в удовлетворении жалобы № 9318/416/АЖ от 11.01.2016 постановлением заместителя  директора ФССП России Р.А. Степаненко от 27.09.2016 отменено постановление руководителя Управления ФССП России по Астраханской области Мамонтова А.С. о признании жалобы частично обоснованной и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений № 5111/706/АЖ от 15.08.2016.

Основной причиной подачи жалоб в порядке, предусмотренном главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве», является слабая работа, проводимая начальниками отделов-старшими судебными приставами структурных подразделений на первоначальном этапе при рассмотрении обращений и заявлений, поступающих в отделы, недостаточно полное разъяснение гражданам (физическим лицам), что играет важную роль в сокращении количества обращений и жалоб, что также влечет за собой повышение личной ответственности судебных приставов-исполнителей и снижение количества поступающих жалоб, как в структурные подразделения, так и в аппарат Управления. Но во главу угла причин подачи жалоб, необходимо поставить бездействие, как со стороны судебных приставов-исполнителей, так и со стороны старших судебных приставов, не организовавших должного контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве.  В связи с чем, должностным лицам структурных подразделений даются указания о том, что при первичном поступлении обращения или заявления на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо всесторонне изучать конкретное исполнительное производство, в рамках которого заявлено обращение. В случае выявления нарушений разрабатывать мероприятия по их устранению с установлением конкретных сроков.

Причинами, послужившими для обращений граждан с жалобами по вопросам не принятия комплекса мер принудительного характера, являются отсутствие проведения ежемесячных проверок старшими судебными приставами процессуальных действий судебных приставов-исполнителей по исполнительным производствам по взысканию алиментных платежей с указанием сроков и принятием мер по восстановлению нарушенных прав заявителей. Все это в целом, а также работа с первичными заявлениями и обращениями, поданными на действия (бездействие) и постановление судебных приставов-исполнителей в целях исключения фактов дальнейшего обжалования в порядке подчиненности влияет на снижение уровня удовлетворённых жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей.

При рассмотрении жалоб от организаций, осуществляющих массовое взыскание денежных средств, установлено, что причиной, по которой представители указанных организаций подают жалобы является прежде всего не направление судебными приставами-исполнителями в адрес взыскателей исчерпывающей информации о ходе исполнительного производства, либо не своевременное принятие исчерпывающего комплекса мер принудительного характера. Однако данная зависимость вытекает не только из возрастающей нагрузки на судебного пристава-исполнителя. Параллельно протекает рост правовой культуры населения, создаются юридические фирмы, специализирующиеся на помощи сторонам исполнительного производства.

Кроме того, увеличение количества жалоб связано также с открытостью освещения деятельности Управления ФССП России по Астраханской области в средствах массовой информации, сети «Интернет», печатных изданиях. Полученная информация из Банка данных исполнительных производств также является основанием для подачи обращений взыскателями, например: несвоевременное возбуждение исполнительного производства, некорректное внесение данных о должнике или взыскателе, смена судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, передача исполнительного производства из одного подразделения в другое и т.д.

         Деятельность УФССП России  по Астраханской области в 2017 году направлена на создание условий для снижения количества обращений граждан и представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, путем устранения причин, вынуждающих граждан и представителей организаций обращаться в УФССП России по Астраханской области с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц Управления.

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

Управления ФССП по Астраханской области

 

Время создания/изменения документа: 15 февраля 2017 08:21 / 15 февраля 2017 10:29

Версия для печати