Аналитическая справка о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области за 1 полугодие 2017 г

        В первом полугодии 2017 года на исполнении в УФССП России по Астраханской области (далее- Управление) находилось 476 497 исполнительных производств, из которых 188 194 исполнительных производств возбуждено в отчетном периоде. По различным основаниям окончено 167 933 исполнительных производств.

        В аналогичном периоде прошлого года (далее- АППГ) на исполнении находилось всего 432 001 исполнительных производств, 169 392 из которых возбуждено в первом полугодии 2016 года. По различным основаниям в первом полугодии 2016 года окончено 142 202 исполнительных производств, т.е. поступление исполнительных документов увеличилось на 44 496 или 9,3 %.

В первом полугодии 2017 года в Управление поступило 411 обращений (жалоб), поданных в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

        В аналогичном периоде прошлого года в порядке от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подано 634 обращений, в связи с чем наблюдается уменьшение количества поступивших обращений на 223 обращения, или на  35,2 %.

         Таким образом, можно отметить, что увеличение количества исполнительных документов не повлияло на увеличение количества обращений граждан и представителей организаций.

          В качестве объективной причины  поступления обращений граждан и представителей организаций можно отметить большой остаток неоконченных исполнительных производств прошлых лет, несвоевременное принятие судебными приставами – исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение сроков исполнения решений, отсутствие информации у сторон исполнительного производства, отсутствие культуры делового общения у судебных приставов – исполнителей.

К  причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя можно отнести отсутствие свободного жилого фонда, ненадлежащую работу с исполнительными документами бухгалтерий по месту работы должников. Обновление состава судебных приставов-исполнителей, отсутствие у них опыта работы и допущение ими нарушений законодательства об исполнительном производстве приводит к обоснованному обращению граждан с обращениями.

        Однотипные обращения, поступающие в массовом порядке, в первом полугодии 2017 года в Управление не поступали, в связи с чем возможность уменьшения количества поступивших обращений за счет организации работы с заявителями, обратившимися с массовыми обращениями в целях их отзыва, отсутствовала.   

         Уменьшение количества поступивших обращений (жалоб) по итогам работы за первое полугодие 2017 года достигнуто за счет усиления контроля за своевременным, полным, правильным и своевременным совершением исполнительных действий, организацией личного приема должностными лицами Управления.   

        В соотношении к количеству исполнительных производств на 1 159 исполнительных производств (АППГ- 681) приходится одно обращение, что на 478 обращений меньше показателя АППГ.

         Из 411 обращений (жалоб) от взыскателей поступило 329 обращений (80%), от должников 57 обращений (14 %), от лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства 25 обращений (6 %).

        Из общего количества обращений сторон исполнительного производства 218 обращений поступило от физических лиц, 168- от представителей организаций.

        Анализ предмета рассмотренных обращений за первое полугодие 2017 показал, что наибольшее количество обращений поступило в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств -245 обращений, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 52 обращения,  по жилищным спорам - 9 обращений, по трудовым вопросам обращения не поступали, по иным вопросам поступило 87 обращений, о взыскании денежных средств, находящихся  на счетах в кредитных организациях – 17, по вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России- 1 обращение, по временному ограничению на пользование специальным правом – обращений не поступало.

      В аналогичном периоде прошлого года в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств подано 329 обращений,  в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 88 обращений, по трудовым спорам- 2 обращения, по жилищным спорам 21 обращение, по иным вопросам поступило 193 обращения, по вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России- 1 обращение.

        В форме электронных документов поступило 12 обращений, что составило 3 % от общего количества поступивших обращений (жалоб), в АППГ поступило аналогичное количество обращений в форме электронных документов- 22.

       По результатам рассмотрения поступивших обращений по 362 обращениям заявителям даны разъяснения действующего законодательства и порядка совершения исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам.

       По 64 обращениям (жалобам) принято решение о признании их необоснованными, 16 обращений (жалобы) признаны обоснованными. Причинами признания обращений обоснованными были выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения действующего законодательства.

       В аналогичном периоде прошлого года были даны разъяснения по 513 обращениям, 159 обращений признаны необоснованными, 3 обращения признаны обоснованными.       

         На конец отчетного периода не рассмотрены и перешли остатком 32 обращения.

        Факты превышения сроков рассмотрения обращений за первое полугодие 2017 года не выявлены.

        Факты привлечения должностных лиц Управления к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде отсутствуют.

       За первое полугодие 2017 года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 989 граждан и представителей организаций. Из них 16 граждан принято руководителем Управления, 11 граждан  заместителями руководителя Управления, 46 граждан начальниками отделов аппарата Управления и 916 граждан принято старшими судебными приставами и их заместителями.

       В аналогичном периоде прошлого года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 558 граждан и представителей организаций, из которых 87 граждан находилось на личном приеме у руководства Управления (из них 17 граждан принято руководителем Управления) и 471 гражданин на приеме у старших судебных приставов и их заместителей.

       Таким образом,  по итогам работы за первое полугодие 2017 года наблюдается увеличение числа лиц, принятых на личном приеме должностными лицами Управления на 431, или на 44 %.

        Увеличение количества поступивших письменных обращений и количества лиц, обратившихся на личном приеме, свидетельствует об объективном увеличении активности сторон исполнительного производства.

            В целях выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов, а также нарушения сроков рассмотрения обращений руководителем Управления обеспечено исполнение требований Федерального закона            от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкции                                 по делопроизводству и организационно-распорядительных документов Минюста России             и ФССП России в части документационного обеспечения деятельности Управления, а также обеспечен ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов и рассмотрения обращений граждан посредством ПК ОСП АИС ФССП России.

Управлением продолжена практика ежемесячного представления заместителю руководителя Управления информации о фактах несвоевременной регистрации исполнительных документов с рассмотрением вопроса на оперативных совещаниях с заслушиванием должностных лиц, допустивших нарушения.

За период январь-июнь 2017 года к рассмотрению Управлением принято 541 жалобы, поданные в порядке подчиненности по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Из указанного количества – 313 ( 57,9%) жалоб подано по подчиненности старшему судебному приставу, 228 жалобы (42,1%) - главному судебному приставу Астраханской области. В АППГ Управлением принято к рассмотрению 532 административных жалобы, из которых 300 жалоб поданы в порядке подчиненности старшему судебному приставу, и 232 жалоба - главному судебному приставу Астраханской области. Таким образом, в первом полугодии 2017 года наблюдается незначительное  увеличение принятых к рассмотрению жалоб  (на 1,7%).  Основной причиной увеличения поступающих жалоб является направление однотипных жалоб организациями, осуществляющими взыскание денежных средств (ПАО «ОТП Банк» и т.д).

Необходимо отметить, что 480 административных жалоб поданы взыскателями и их представителями,  44 жалоб подано должниками, 17 жалоб поданы иными лицами. Таким образом, 88,7 % обжалований наблюдается со стороны взыскателей и (или) их представителей.

Из общего числа принятых к рассмотрению жалоб, 32 поданы в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. В АППГ по данной категории исполнительных производств подано 27 жалоб. В первом полугодии 2017 года поступила одна жалоба в рамках исполнительных производств по трудовым спорам (АППГ- 25). 0 жалоб подано в рамках исполнительных производств по жилищным спорам (АППГ-6), по земельным спорам-3 (АППГ-1). Значительное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по тематике отнесены к категории взыскания денежных средств – 478 (88,3%) в АППГ 332 жалобы (62,4%).

Структурными подразделениями Управления (в том числе аппаратом Управления) за 6 месяцев 2017 года приняты решения об отказе в рассмотрении по существу (ст. 125 ФЗ) при рассмотрении 67 жалоб, что меньше в сравнении с АППГ (114 жалоб) на 47 жалоб.

Основанием для принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу явилось их несоответствие по форме и содержанию, требованиям ст. 124 ФЗ                               «Об исполнительном производстве» (чаще всего отсутствие фамилии, инициалов должностного лица, чье бездействие обжалуется). Все вышеуказанные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

До принятия решения по жалобе заявителями отозвана 77 жалоб (в АППГ 30 жалоб).

За 6 месяцев 2017 года должностными лицами Управления рассмотрено по существу 377 жалоб, из них 172 жалобы (45,6 %) признаны обоснованными полностью или частично. В АППГ рассмотрено 319 жалоб, из них признано обоснованными полностью либо частично 128 жалоб (40,1 %). Случаи превышения установленных законом сроков рассмотрения жалоб не выявлены.

Наибольшее количество удовлетворенных жалоб вытекает из исполнительных производств о взыскании денежных средств и являются жалобами взыскателей на бездействие – 103 жалобы (АППГ 59 жалоб), по алиментам 4 (в АППГ 12 жалоб), по трудовым спорам 0 (в АППГ 0 жалоб), по жилищным спорам 0 (в АППГ 1 жалоба), по земельным спорам удовлетворена1 жалоба (в АППГ 0 жалоб) . 

Увеличение количества обоснованных жалоб объясняется увеличением общего количества рассмотренных жалоб.

Из указанного числа удовлетворенных жалоб 157 поданы взыскателями, либо их представителями (АППГ 60),  10 жалоб подано должниками (АППГ 4), 5 жалоб от заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства (АППГ 7 жалоб).

По 8 удовлетворенным жалобам принято решение об отмене полностью или частично вынесенных постановлений, по 7 жалобам принято решение об отмене обжалуемых постановлений и обязании принять новое решение, по 157 жалобам принято решение о признании постановления, действия (бездействия) незаконным и определены меры к устранению допущенных нарушений.

В анализируемом  периоде отказано в удовлетворении по 205 жалобам, поданным в порядке подчиненности, что составило 54,4% от общего количества рассмотренных жалоб. В первом полугодии 2016 года отказано в удовлетворении при рассмотрении 191 жалобы или 60%.

Необходимо отметить, что в первом полугодии 2017 года должностными лицами ФССП России постановления, вынесенные должностными лицами УФССП России по Астраханской области не отменялись.

Основной причиной подачи жалоб в порядке, предусмотренном главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве», является слабая работа, проводимая начальниками отделов-старшими судебными приставами структурных подразделений на первоначальном этапе при рассмотрении обращений и заявлений, поступающих в отделы, недостаточно полное разъяснение гражданам (физическим лицам), что играет важную роль в сокращении количества обращений и жалоб, что также влечет за собой повышение личной ответственности судебных приставов-исполнителей и снижение количества поступающих жалоб, как в структурные подразделения, так и в аппарат Управления. Бездействие, как со стороны судебных приставов-исполнителей, так и со стороны старших судебных приставов, не организовавших должного контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве, служит причиной подачи жалобы в порядке подчиненности.  В связи с чем, должностным лицам структурных подразделений даются указания о том, что при первичном поступлении обращения или заявления на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо всесторонне изучать конкретное исполнительное производство, в рамках которого заявлено обращение. В случае выявления нарушений разрабатывать мероприятия по их устранению с установлением конкретных сроков.

При рассмотрении жалоб от организаций, осуществляющих взыскание денежных средств, установлено, что причиной, по которой представители указанных организаций подают жалобы является прежде всего ненаправление судебными приставами-исполнителями в адрес взыскателей исчерпывающей информации о ходе исполнительного производства, либо несвоевременное принятие исчерпывающего комплекса мер принудительного характера. Однако данная зависимость вытекает не только из возрастающей нагрузки на судебного пристава-исполнителя. Параллельно протекает рост правовой культуры населения, создаются юридические фирмы, специализирующиеся на помощи сторонам исполнительного производства.

Деятельность УФССП России  по Астраханской области в 2017 году направлена на создание условий для снижения количества обращений граждан и представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, путем устранения причин, вынуждающих граждан и представителей организаций обращаться в УФССП России по Астраханской области с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц Управления.

 

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

Управления ФССП по Астраханской области

Время создания/изменения документа: 28 июля 2017 15:34 / 28 июля 2017 15:36

Версия для печати