Аналитическая справка о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области за 2017 год


 

В 2017 году на исполнении в УФССП России по Астраханской области (далее- Управление) находилось 652 869 исполнительных производств, из которых 364 567 исполнительных производств возбуждено в отчетном периоде. По различным основаниям окончено 417 101 исполнительное производство.

        В аналогичном периоде прошлого года (далее- АППГ) на исполнении находилось всего 593 533 исполнительных производств, 330 936 из которых было возбуждено за 2017 год. По различным основаниям за 2017 год окончено 302 650 исполнительных производств.

Поступление исполнительных документов увеличилось на 59 336 или 9,1 %.

            За 2017 год в Управление поступило 963 обращений (жалоб), поданных в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ.  

    В аналогичном периоде прошлого года в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было подано 1 320 обращения, в связи с чем наблюдается уменьшение количества поступивших обращений на 357 обращений, или на 27 %.

            Таким образом, можно отметить, что увеличение количества исполнительных документов не повлияло на увеличение количества обращений граждан и представителей организаций.

         В качестве объективной причины  поступления обращений граждан и представителей организаций можно отметить остаток неоконченных исполнительных производств прошлых лет, несвоевременное принятие судебными приставами – исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение сроков исполнения решений, отсутствие информации у сторон исполнительного производства, низкая исполнительская дисциплина, отсутствие культуры делового общения у судебных приставов – исполнителей, а также уменьшение реальных доходов населения, что с одной стороны увеличило количество неплатежеспособных должников, и с другой также увеличило  потребность взыскателей в скорейшем взыскании имеющейся у них дебиторской задолженности. Данное увеличение негативно сказалось на фактическом исполнении решений судов и иных органов и спровоцировало увеличение количества обращений со стороны взыскателей.

К  причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя можно отнести отсутствие свободного жилого фонда, ненадлежащую работу с исполнительными документами бухгалтерий по месту работы должников. Обновление состава судебных приставов-исполнителей, отсутствие у них опыта работы и допущение ими нарушений законодательства об исполнительном производстве приводит к обоснованному обращению граждан с обращениями.

        Однотипные обращения, поступающие в массовом порядке, за 2017 год в Управление не поступали, в связи с чем возможность уменьшения количества поступивших обращений за счет организации работы с заявителями, обратившимися с массовыми обращениями в целях их отзыва, отсутствовала. С представителями микрофинансовых организаций, банков работа основана на предоставлении сводок по исполнительным производствам и предоставлением информации в телефонном режиме.

 

            Уменьшение количества поступивших обращений (жалоб) по итогам работы за первый квартал 2018 года планируется достигнуть за счет усиления контроля за своевременным, полным и правильным совершением исполнительных действий.  

        В соотношении к количеству исполнительных производств на 678 исполнительных производств (АППГ- 450) приходится одно обращение, что на 228 обращений меньше показателя АППГ.

      Из 963 обращений (жалоб) от взыскателей поступило 732 обращения (76 %),  от должников 165 обращений (17,1 %), от лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства 66 обращений (6,9 %).

            Из общего количества обращений сторон исполнительного производства 679 обращений поступило от физических лиц, 585- от представителей организаций.

      Анализ предмета рассмотренных обращений 2017 года показал, что наибольшее количество обращений поступили в рамках исполнительных производств  о взыскании денежных средств - 491 обращение, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 130 обращений,  по жилищным спорам - 15 обращений, по трудовым вопросам – 1 обращение, по иным вопросам поступило 296 обращений, вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России – 1 обращение.

      В аналогичном периоде прошлого года в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств подано 795 обращения,  в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 189 обращений, по трудовым спорам 3 обращения, по жилищным спорам 30 обращений, по иным вопросам поступило 302 обращения, по вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России – 1 обращение.

            В форме электронных документов поступило 45 обращений, что составило               4,7 % от общего количества поступивших обращений (жалоб), в АППГ поступило 39 обращений в форме электронных документов.

            По результатам рассмотрения поступивших обращений по 732 обращениям заявителям даны разъяснения действующего законодательства и порядка совершения исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам.

            По 203 обращениям (жалобам) было принято решение о признании их необоснованными, 16 обращений (жалоб) были признаны обоснованными. Причинами признания обращений обоснованными были выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения действующего законодательства.

            В аналогичном периоде прошлого года были даны разъяснения по 1 074 обращениям, 274 обращения были признаны необоснованными, 24 обращения были признаны обоснованными.       

Таким образом, количество обоснованных обращений уменьшилось в сравнении                  с АППГ на 33,3 %. 

     На конец отчетного периода не рассмотрены и перешли остатком на 2018 год                       50 обращений.

            Факты превышения сроков рассмотрения обращений за 2017 год не выявлены.

            Факты привлечения должностных лиц Управления к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде отсутствуют.

            За 2017 год на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 2 167 граждан и представителей организаций. Из них 81 гражданин принят руководителем Управления, 22 гражданина заместителями руководителя Управления, 71 гражданин начальниками отделов аппарата Управления и 1 993 гражданина принято старшими судебными приставами и их заместителями.

            В аналогичном периоде прошлого года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 1 394 гражданина и представителей организаций, из которых 134 гражданина находилось на личном приеме у руководства Управления (из них 45 граждан принято руководителем Управления) и 1 260 граждан на приеме у старших судебных приставов и их заместителей.

            Таким образом, по итогам работы за 2017 год наблюдается увеличение числа лиц, принятых на личном приеме должностными лицами Управления на 773 гражданина, или на 35,7 %.

    Увеличение количества поступивших письменных обращений и количества лиц, обратившихся на личном приеме, свидетельствует об объективном увеличении активности сторон исполнительного производства.

            В целях выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов, а также нарушения сроков рассмотрения обращений руководителем Управления обеспечено исполнение требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкции по делопроизводству и организационно-распорядительных документов Минюста России  и ФССП России в части документационного обеспечения деятельности Управления, а также обеспечен ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов и рассмотрения обращений граждан посредством ПК ОСП АИС ФССП России.

Управлением продолжена практика ежемесячного представления руководителю Управлению информации о фактах несвоевременной регистрации исполнительных документов с рассмотрением вопроса на оперативных совещаниях с заслушиванием должностных лиц, допустивших нарушения.

За 12 месяцев 2017 года к рассмотрению Управлением принято 1155 жалоб, поданных в порядке подчиненности по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Из указанного количества –687 ( 59,5%) жалобы поданы по подчиненности старшему судебному приставу, 468 жалоб (40,5%) - главному судебному приставу Астраханской области. В АППГ Управлением принято к рассмотрению 1184 административных жалоб, из которых 657 жалобы поданы в порядке подчиненности старшему судебному приставу, и 527 жалобы - главному судебному приставу Астраханской области. Таким образом, за 12 месяцев 2017 года наблюдается незначительное уменьшение принятых к рассмотрению жалоб (на 2,4%).

Необходимо отметить, что 1055 административных жалоб поданы взыскателями и их представителями,  76 жалоб подано должниками, 24 жалобы поданы иными лицами. Таким образом, 91,3 % обжалований наблюдается со стороны взыскателей и (или) их представителей.

Из общего числа принятых к рассмотрению жалоб, 74 поданы в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. В АППГ по данной категории исполнительных производств подано 50 жалоб. За 12 месяцев 2017 года поступили 2 жалобы в рамках исполнительных производств по трудовым спорам (АППГ- 32). 1 жалоба подана в рамках исполнительных производств по жилищным спорам (АППГ-9), по земельным спорам-4 (АППГ-2). Значительное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по тематике отнесены к категории взыскания денежных средств – 1023 (88,6%) в АППГ 811 жалоб (68,5%).

Структурными подразделениями Управления (в том числе аппаратом Управления) за 12 месяцев 2017 года приняты решения об отказе в рассмотрении по существу (ст. 125 ФЗ) при рассмотрении 165 жалоб, что меньше в сравнении с АППГ (171 жалоб) на 6 жалоб.

Основанием для принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу явилось их несоответствие по форме и содержанию, требованиям ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве» (чаще всего отсутствие фамилии, инициалов должностного лица, чье бездействие обжалуется). Все вышеуказанные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

До принятия решения по жалобе заявителями отозвана 114 жалоб (в АППГ 86 жалоб).

За 12 месяцев 2017 года должностными лицами Управления рассмотрено по существу 837 жалоб, из них 335 жалобы (40 %) признаны обоснованными полностью или частично. В АППГ рассмотрено 910 жалоб, из них признано обоснованными полностью либо частично 411 жалоба (45,2 %). Случаи превышения установленных законом сроков рассмотрения жалоб не выявлены.

Наибольшее количество удовлетворенных жалоб вытекает из исполнительных производств о взыскании денежных средств и являются жалобами взыскателей на бездействие – 229 жалоба (АППГ 245 жалоб), по алиментам 14 (в АППГ 15 жалоб), по трудовым спорам 0 (в АППГ 2 жалобы), по жилищным спорам 0 (в АППГ 2 жалоба), по земельным спорам удовлетворена1 жалоба (в АППГ 0 жалоб) . 

Из указанного числа удовлетворенных жалоб 311 поданы взыскателями, либо их представителями (АППГ 378),  18 жалоб подано должниками (АППГ 21), 6 жалоб от заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства (АППГ 12 жалоб).

По 17 удовлетворенным жалобам принято решение об отмене полностью или частично вынесенных постановлений, по 12 жалобам принято решение об отмене обжалуемых постановлений и обязании принять новое решение, по 306 жалобам принято решение о признании постановления, действия (бездействия) незаконным и определены меры к устранению допущенных нарушений.

В анализируемом  периоде отказано в удовлетворении по 502 жалобам, поданным в порядке подчиненности, что составило 43,5,7% от общего количества рассмотренных жалоб. В 2016 году отказано в удовлетворении при рассмотрении 499 жалоб или 42,1%.

Основной причиной подачи жалоб в порядке, предусмотренном главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве», является слабая работа, проводимая начальниками отделов - старшими судебными приставами структурных подразделений на первоначальном этапе при рассмотрении обращений и заявлений, поступающих в отделы, недостаточно полное разъяснение гражданам (физическим лицам), что играет важную роль в сокращении количества обращений и жалоб, что также влечет за собой повышение личной ответственности судебных приставов-исполнителей и снижение количества поступающих жалоб, как в структурные подразделения, так и в аппарат Управления. Также главной причиной подачи жалоб является бездействие, как со стороны судебных приставов-исполнителей, так и со стороны старших судебных приставов, не организовавших должного контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве.  В связи с чем, должностным лицам структурных подразделений даются указания о том, что при первичном поступлении обращения (жалобы) или заявления на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо всесторонне изучать конкретное исполнительное производство, в рамках которого заявлено обращение (жалоба). В случае выявления нарушений разрабатывать мероприятия по их устранению с установлением конкретных сроков.

При рассмотрении жалоб от организаций, осуществляющих массовое взыскание денежных средств, установлено, что причиной, по которой представители указанных организаций подают жалобы, является прежде всего ненаправление судебными приставами-исполнителями в адрес взыскателей исчерпывающей информации о ходе исполнительного производства, либо несвоевременное принятие исчерпывающего комплекса мер принудительного характера. Однако, данная зависимость вытекает не только из возрастающей нагрузки на судебного пристава-исполнителя. Параллельно протекает рост правовой культуры населения, создаются юридические фирмы, специализирующиеся на помощи сторонам исполнительного производства.

Деятельность УФССП России  по Астраханской области в 2018 году направлена на создание условий для снижения количества обращений граждан и представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, путем устранения причин, вынуждающих граждан и представителей организаций обращаться в УФССП России по Астраханской области с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц Управления.

 

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

Управления ФССП по Астраханской области

 

Время создания/изменения документа: 17 января 2018 09:16 / 17 января 2018 09:28

Версия для печати