Аналитическая справка о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организации и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области за первый квартал 2017

 

В первом квартале 2017 года на исполнении в УФССП России по Астраханской области (далее- Управление) находилось 386 119 исполнительных производств, из которых 97 796 исполнительных производств возбуждено в отчетном периоде. По различным основаниям окончено 79 281 исполнительное производство.

        В аналогичном периоде прошлого года (далее- АППГ) на исполнении находилось всего 365 918 исполнительных производств, 103 281 из которых было возбуждено в первом квартале 2016 года. По различным основаниям в первом квартале 2016 года окончено 71 452 исполнительных производств.  

Поступление исполнительных документов увеличилось на 20 201 или 5,3 %.

В первом квартале 2017 года в Управление поступило 207 обращений (жалоб), поданных в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

        В аналогичном периоде прошлого года в порядке от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подано 368 обращений, в связи с чем наблюдается уменьшение количества поступивших обращений на 161 обращение, или на  43,8 %.

         Таким образом, можно отметить, что увеличение количества исполнительных документов не повлияло на увеличение количества обращений граждан и представителей организаций.

          В качестве объективной причины  поступления обращений граждан и представителей организаций можно отметить большой остаток неоконченных исполнительных производств прошлых лет, несвоевременное принятие судебными приставами – исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение сроков исполнения решений, отсутствие информации у сторон исполнительного производства, отсутствие культуры делового общения у судебных приставов – исполнителей.

К  причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя можно отнести отсутствие свободного жилого фонда, неполучение денежных средств по исполнительным документам, ненадлежащую работу с исполнительными документами бухгалтерий по месту работы должников. Обновление состава судебных приставов-исполнителей, отсутствие у них опыта работы и допущение ими нарушений законодательства об исполнительном производстве приводит к обоснованному обращению граждан с обращениями.

        Однотипные обращения, поступающие в массовом порядке, в первом квартале 2017 года в Управление не поступали, в связи с чем возможность уменьшения количества поступивших обращений за счет организации работы с заявителями, обратившимися с массовыми обращениями в целях их отзыва, отсутствовала.   

         Уменьшение количества поступивших обращений (жалоб) по итогам работы за первое полугодие 2017 года достигнуто за счет усиления контроля за своевременным, полным и правильным совершением исполнительных действий.   

        В соотношении к количеству исполнительных производств на 1 865 исполнительных производств (АППГ- 994) приходится одно обращение, что на 871 обращение меньше показателя АППГ.

         Из 207 обращений (жалоб) от взыскателей поступило 167 обращений (80,7 %), от должников 27 обращений (13 %), от лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства 13 обращений (6,3 %).

        Из общего количества обращений сторон исполнительного производства 110 обращений поступило от физических лиц, 84- от представителей организаций.

        Анализ предмета рассмотренных обращений за первый квартал 2017 показал, что наибольшее количество обращений поступило в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств -132 обращения, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 27 обращений,  по жилищным спорам - 3 обращения, по трудовым вопросам обращения не поступали, по иным вопросам поступило 44 обращения.

      В аналогичном периоде прошлого года в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств подано 177 обращений,  в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 39 обращений, по трудовым спорам 2 обращения, по жилищным спорам 18 обращений, по иным вопросам поступило 132 обращения.

        В форме электронных документов поступило 11 обращений, что составило 5,3 % от общего количества поступивших обращений (жалоб), в АППГ поступило аналогичное количество обращений в форме электронных документов- 11.

       По результатам рассмотрения поступивших обращений по 194 обращениям заявителям даны разъяснения действующего законодательства и порядка совершения исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам.

       По 31 обращению (жалобе) было принято решение о признании их необоснованными, 7 обращений (жалобы) были признаны обоснованными. Причинами признания обращений обоснованными были выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения действующего законодательства.

       В аналогичном периоде прошлого года были даны разъяснения по 330 обращениям, 79 обращений были признаны необоснованными, 2 обращения были признаны обоснованными.       

         На конец отчетного периода не рассмотрены и перешли остатком 41 обращение.

        Факты превышения сроков рассмотрения обращений за первый квартал 2017 года не выявлены.

        Факты привлечения должностных лиц Управления к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде отсутствуют.

       За первый квартал 2017 года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 462 гражданина и представителей организаций. Из них 5 граждан принято руководителем Управления, 6 граждан  заместителями руководителя Управления, 31 гражданин начальниками отделов аппарата Управления и 420 граждан принято старшими судебными приставами и их заместителями.

       В аналогичном периоде прошлого года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 349 граждан и представителей организаций, из которых 59 гражданина находилось на личном приеме у руководства Управления (из них 14 граждан принято руководителем Управления) и 290 граждан на приеме у старших судебных приставов и их заместителей.

       Таким образом,  по итогам работы за первый  квартал 2017 года наблюдается увеличение числа лиц, принятых на личном приеме должностными лицами Управления на 113 граждан, или на 24,5 %.

        Увеличение количества поступивших письменных обращений и количества лиц, обратившихся на личном приеме, свидетельствует об объективном увеличении активности сторон исполнительного производства.

            В целях выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов, а также нарушения сроков рассмотрения обращений руководителем Управления обеспечено исполнение требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкции по делопроизводству и организационно-распорядительных документов Минюста России  и ФССП России в части документационного обеспечения деятельности Управления, а также обеспечен ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов и рассмотрения обращений граждан посредством ПК ОСП АИС ФССП России.

Управлением продолжена практика ежемесячного представления руководителю Управлению информации о фактах несвоевременной регистрации исполнительных документов с рассмотрением вопроса на оперативных совещаниях с заслушиванием должностных лиц, допустивших нарушения.

За период январь-март 2017 года к рассмотрению Управлением принято 283 жалобы, поданные в порядке подчиненности по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Из указанного количества – 140 ( 49,5%) жалоб подано по подчиненности старшему судебному приставу, 143 жалобы (50,5%) - главному судебному приставу Астраханской области. В АППГ Управлением принято к рассмотрению 274 административных жалобы, из которых 160 жалоб поданы в порядке подчиненности старшему судебному приставу, и 114 жалоба - главному судебному приставу Астраханской области. Таким образом, в первом квартале 2017 года наблюдается незначительное  увеличение принятых к рассмотрению жалоб  (на 3,3%).  Основной причиной увеличения поступающих жалоб является направление однотипных жалоб организациями, осуществляющими взыскание денежных средств (ПАО «ОТП Банк» и т.д).

Необходимо отметить, что 262 административные жалобы поданы взыскателями и их представителями,  18 жалоб подано должниками, 3 жалобы поданы иными лицами. Таким образом, 92,6 % обжалований наблюдается со стороны взыскателей и (или) их представителей.

Из общего числа принятых к рассмотрению жалоб, 11 поданы в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. В АППГ по данной категории исполнительных производств подано 14 жалоб. В первом квартале 2017 года поступила одна жалоба в рамках исполнительных производств по трудовым спорам (АППГ- 0). 0 жалоб подано в рамках исполнительных производств по жилищным спорам (АППГ-4), по земельным спорам-2 (АППГ-0). Значительное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по тематике отнесены к категории взыскания денежных средств – 258 (91,2%) в АППГ 182 жалобы (66,4%). По иным вопросам подано 25 (8,8%) жалоб, в АППГ 74 жалобы (27%).

Структурными подразделениями Управления (в том числе аппаратом Управления) за 3 месяца 2017 года приняты решения об отказе в рассмотрении по существу (ст. 125 ФЗ) при рассмотрении 16 жалоб, что меньше в сравнении с АППГ (63 жалобы) на 47 жалоб.

Основанием для принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу явилось их не соответствие по форме и содержанию, требованиям ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве» (чаще всего отсутствие фамилии, инициалов должностного лица, чье бездействие обжалуется). Все вышеуказанные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

До принятия решения по жалобе заявителями отозвана 61 жалоба (в АППГ 5 жалоб).

За 3 месяца 2017 года должностными лицами Управления рассмотрено по существу 190 жалоб, из них 90 жалоб (47,4 %) признаны обоснованными полностью или частично. В АППГ рассмотрено 168 жалоб, из них признано обоснованными полностью либо частично 70 жалоб (41,7 %). Случаи превышения установленных законом сроков рассмотрения жалоб не выявлены.

Наибольшее количество удовлетворенных жалоб вытекает из исполнительных производств о взыскании денежных средств и являются жалобами взыскателей на бездействие – 51 жалоба (АППГ 31 жалоба), по иным исполнительным производствам удовлетворено 32 жалоба (в АППГ 28 жалоб), по алиментам 2 (в АППГ 6 жалоб), по трудовым спорам 0 (в АППГ 0 жалоб), по жилищным спорам 0 (в АППГ 1 жалоба), по земельным спорам удовлетворена1 жалоба (в АППГ 0 жалоб) . 

Увеличение количества обоснованных жалоб объясняется увеличением общего количества рассмотренных жалоб.

Из указанного числа удовлетворенных жалоб 85 поданы взыскателями, либо их представителями (АППГ 60),  5 жалоб подано должниками (АППГ 4), 0 жалоб от заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства (АППГ 6 жалоб).

По 4 удовлетворенным жалобам принято решение об отмене полностью или частично вынесенных постановлений, по 3 жалобам принято решение об отмене обжалуемых постановлений и обязании принять новое решение, по 83 жалобам принято решение о признании постановления, действия (бездействия) незаконным и определены меры к устранению допущенных нарушений.

В анализируемом  периоде отказано в удовлетворении 100 жалоб, поданных в порядке подчиненности, что составило 52,6% от общего количества рассмотренных жалоб. В первом квартале 2016 году отказано в удовлетворении при рассмотрении 98 жалоб или 58,3%.

Необходимо отметить, что в первом квартале 2017 года постановления, вынесенные должностными лицами УФССП России по Астраханской области должностными лицами ФССП России не отменялись.

Основной причиной подачи жалоб в порядке, предусмотренном главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве», является слабая работа, проводимая начальниками отделов-старшими судебными приставами структурных подразделений на первоначальном этапе при рассмотрении обращений и заявлений, поступающих в отделы, недостаточно полное разъяснение гражданам (физическим лицам), что играет важную роль в сокращении количества обращений и жалоб, что также влечет за собой повышение личной ответственности судебных приставов-исполнителей и снижение количества поступающих жалоб, как в структурные подразделения, так и в аппарат Управления. Но во главу угла причин подачи жалоб, необходимо поставить бездействие, как со стороны судебных приставов-исполнителей, так и со стороны старших судебных приставов, не организовавших должного контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве.  В связи с чем, должностным лицам структурных подразделений даются указания о том, что при первичном поступлении обращения или заявления на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо всесторонне изучать конкретное исполнительное производство, в рамках которого заявлено обращение. В случае выявления нарушений разрабатывать мероприятия по их устранению с установлением конкретных сроков.

При рассмотрении жалоб от организаций, осуществляющих массовое взыскание денежных средств, установлено, что причиной, по которой представители указанных организаций подают жалобы является прежде всего не направление судебными приставами-исполнителями в адрес взыскателей исчерпывающей информации о ходе исполнительного производства, либо не своевременное принятие исчерпывающего комплекса мер принудительного характера. Однако данная зависимость вытекает не только из возрастающей нагрузки на судебного пристава-исполнителя. Параллельно протекает рост правовой культуры населения, создаются юридические фирмы, специализирующиеся на помощи сторонам исполнительного производства.

         Деятельность УФССП России  по Астраханской области в 2017 году направлена на создание условий для снижения количества обращений граждан и представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, путем устранения причин, вынуждающих граждан и представителей организаций обращаться в УФССП России по Астраханской области с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц Управления.

 

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

Управления ФССП по Астраханской области

 

Время создания/изменения документа: 06 июля 2017 14:28 / 07 июля 2017 14:03

Версия для печати